Формирование экологической культуры школьников
МОУ «Троицкая СОШ №5»
Духовно-нравственное развитие школьников невозможно без воспитания бережного отношения к окружающей природе, осознания ценности природы и своего здоровья. Формирование эколого-валеологической культуры является неотъемлемой частью общекультурной составляющей личности человека. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью и отношению к окружающей его среде. Здоровье как условие свободы жизни является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. По мнению Б. Спинозы, здоровье является важнейшим условием совершенства человека, оно оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.
В соответствии с Концепцией развития нашей школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование эколого-валеологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Поставленная цель является долгосрочной, требует систематической и планомерной воспитательной работы, базирующейся на принципе преемственности. Для достижения поставленной цели в нашей школе разработана программа эколого-валеологического воспитания школьников, охватывающая все классы школы.
Возрастные группы Индивидуальная работа Групповая работа Массовая работа
1-4 класс Наблюдения в природе, наблюдение за состоянием здоровья Посещение музеев, экскурсии; экологические кружки Эколого-валеологические праздники, конкурсы, линейки
5-7 классы Наблюдение, проведение простейших экспериментов Экологический мониторинг, вариативные курсы («Твоё здоровье»);
Экологический кружок, экологические экскурсии. Защита экологических проектов. Эколого-валеологические праздники, выставки, конкурсы, викторины, линейки
8-11 классы Творческие работы. Наблюдения. Проведение экспериментов. Реферирование литературы. Работа над проектами. Элективные курсы «Твоё здоровье», «Методы решения биологических задач». Курс «Экология». Экологические конкурсы. Экологические олимпиады. Пропаганда экологических знаний. Экологические КВНы. Конференции, диспуты. Ролевые игры. Участие в экологическом объединении «РЭП».
В программе прописаны общешкольные творческие дела, природоохранные акции, в которых принимают участие наши школьники, тематические линейки, предлагаются формы работы с классами, предложена тематика классных часов и бесед, обозначены экскурсии, предлагаются формы работы с родителями.
Значительная роль в программе отводится школьному экологическому объединению «РЭП» (решаем экологические проблемы). Это объединение было создано в школе для выведения экологической работы на новый организационный и методический уровень. Методика создания ШЭО «РЭП» была представлена в 2007 году на региональный конкурс педагогической продукции и автор получила звание лауреата в номинации: методика создания школьных объединений.
Цель работы объединения:
систематизировать экологическую работу школы;
продолжить формирование экологической культуры школьников;
развивать творческие способности обучающихся;
способствовать исследовательской деятельности школьников;
воспитывать ответственное и уважительное отношение к окружающей среде и ко всему живому на Земле;
продолжить изучение природы родного края.
Задачи:
Обучение:
формирование знаний об экосистемной организации природы; системы интеллектуальных и практических умений по сохранению здоровья и окружающей среды;
Воспитание:
потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
Развитие:
интеллектуальной сферы – способности к анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды;
волевой сферы- убеждения в возможности решения проблем, личное участие в их решении.
Работа экологического объединения направлена на удовлетворение творческих потребностей детей. Объединение предлагает различные виды деятельности:
• Литературно-художественная;
• Эколого-просветительская;
• Исследовательская;
• Практическая экологическая;
• Театральная.
Предлагаемые виды деятельности способствуют разностороннему развитию творческих способностей учащихся, приобщая их к восприятию природы как неотъемлемой части жизни человека. Экологическое воспитание обеспечивает формирование общечеловеческой культуры учащихся. Предлагаемые формы работы дают возможность выбора для ребёнка того вида деятельности, где он может быть успешным, где может реализовать свой творческий потенциал.
Руководителем объединения и руководителями творческих групп являются учителя – предметники школы (назначаются на должность приказом директора школы). Руководитель объединения координирует деятельность творческих групп, анализирует проведённую экологическую работу, представляя отчёт о деятельности объединения за год заместителю директора по воспитательной работе школы. Руководители творческих групп проводят непосредственную работу с учащимися. Составляют планы работы группы на год. Отчёт о творческой деятельности в конце года представляют руководителю объединения.
Занятия групп осуществляются во внеурочное время. Формы работы групп различные: заседания творческих групп, индивидуальная работа, создание экологических проектов, обработка природных материалов, практическая экологическая деятельность и др. Участники групп представляют результаты своей работы на конкурсах проектов, классных часах, педагогических советах, родительских собраниях, на тематических праздниках, на районном экологической слёте «ЮНЭКО». Результаты работы творческих групп представляются на итоговом школьном экологическом слёте: «День Земли».
Прогнозируемый результат работы ШЭО «РЭП» - систематизация экологической работы, формирование экологической культуры в ходе образовательного процесса (в классных и внеклассных видах деятельности). Для реализации требований экологического образования и воспитания в рамках ШЭО «РЭП» созданы творческие экологические группы, осуществляющие различные виды экологической работы.
Творческая группа Виды деятельности Цели педагогического воздействия
«Исследователи» Разработка и защита экологических проектов; презентация исследовательских работ;
участие в конкурсах экологических работ в рамках районного экологического слёта «ЮНЭКО». - Развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения - воспитания);
- Стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.
«ЭкоТур» Организация и проведение экологических акций (очистка территории лесопарка от мусора, очистка берега р. Сугатка, уборка улиц посёлка, построение скворечников и кормушек, зимняя подкормка птиц и др.); организация межпредметных экскурсий;
организация походов;
посещение музеев природы( посещение экологической тропы НПП «Припышминские боры»; участие в летнем экологическом лагере ( о.Гурино, пруд Карпятник в пределах НПП «Припышминские боры»;
оформление отчётов экспедиционных отрядов;
участие в выставке экологических работ в рамках районного экологического слёта «ЮНЭКО».
- Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- воспитание адекватного отношения к своим возможностям в деле охраны природы.
«Мастерская природы»
Создание творческих работ (плакаты, рисунки, поделки) из природного и отходного материалов;
участие в выставке экологических работ в рамках районного экологического слёта «ЮНЭКО».
- Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека;
- Развитие творческого потенциала школьников;
- воспитание бережного отношения к природным материалам.
«ЛитЭко» Активная работа в составе инициативной группы по созданию школьной газеты «Калейдоскоп»;
-участие в создании
экологического спецвыпуска газеты;
- создание авторских литературных
произведений различных жанров; представление своих работ на литературных конкурсах различного уровня; участие в выставке экологических работ в рамках районного экологического слёта «ЮНЭКО». - Развитие литературного творчества учащихся;
- формирование культуры восприятия художественных произведений, посвящённых природе.
«Лекторы» Проведение бесед с младшими школьниками, лекции эколого-валеологической тематики
на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, тематических внеклассных мероприятиях. Привлечение учащихся
в пропаганду экологических знаний;
Развитие креативных способностей обучающихся;
Развитие умений подбирать и представлять материал по заданной теме;
Развитие умений работать с научно-популярной литературой.
«Экологический театр» Создание театрализованных представлений эколого-валеологической направленности;
выступление агитбригады творческого экологического объединения РЭП (решаем экологические проблемы) на экологических форумах различного уровня; проведение тематических праздников по параллелям.
- Просветительская экологическая деятельность;
- развитие творческого потенциала участников группы;
- формирование ответственного отношения к природе.
За долгие годы нашей экологической работы накоплено множество благодарностей, грамот, дипломов. Команда «РЭП» становилась неоднократным победителем районных экологических акций, мы участвовали и побеждали в региональных конкурсах, достойно показали Талицкий район на областных экологических форумах. Работы наших ребят становились гордостью экологических форумов Свердловской области.
Участники команды РЭП принимали участие в «Майской радуге», фестивале, который проводится для победителей различных областных экологических конкурсов. Уже не одно поколение «Рэповцев» вырастила наша школа, и все они с гордостью вспоминают свою экологическую работу, многие связали свою профессию с биологией и экологией. И сейчас каждый школьник школы пятой знает, что такое «РЭП». Мало того, многие являются его членами, потому что стать участником нашего школьного экологического объединения легко - надо просто любить природу и желать помочь ей – чем можешь: смастерить кормушку, написать стихи или сказку, принять участие в конкурсе экологических проектов, сделать поделку из отходного материала… Словом, в нашем объединении каждый найдёт себе дело по душе! Ведь душу развивать надо!
Благодаря многолетней работе в области экологического воспитания наша школа награждена дипломом Министерства природных ресурсов Свердловской области за 3 место во II областном конкурсе «Образовательное учреждение высокой экологической культуры». Но главней для нас, учителей «выращивать творцов и покровителей леса, нежели выращивать самый лес».
Уважаемая Ольга Анатольевна! Извините, что задержалась с комментарием. Прочитала Ваше сообщение. Впечатляет масштаб работы. Желаю успехов в работе!
ОтветитьУдалить